Порядок мероприятий отечественных экспортеров желающих преодолеть преграды в бизнесе и Ираном

При наличии решения выйти на зарубежный рынок необходимо принимать к сведению вероятное наличие различных преград для экспортируемой продукции в стране покупателя. Рекомендуемый последовательность действий состоит из последующих этапов.

Сбор единой информации о барьерах

Компании-экспортеру желательно сначала найти информацию о барьерах в отношении определенной продукции и конкретной стране ввоза, размещенной на сайтах, способствующих развитию международной торговли.
Источником сведений также могут служить материалы, которые подготовлены торговыми офисами нашей страны и находятся на сайте информации ВЭД Минэкономразвития России:

  • краткую оценку коммерческого климата государства покупателя, в том числе характерные особенности ведения бизнеса, в том числе культурные нюансы и деловые обычаи;
  • рекомендации для компаний экспортеров, включая информацию о охране их прав и о методах выяснения надежности бизнес – партнера в стране покупателя;
  • обзор нормативной базы и предпринимаемых мер в области государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в стране назначения;
  • контактные данные торговых представительств России;

Однако, следует помнить, что данные этого вида подходят лишь для первоначального знакомства с системой технического регулирования страны покупателя. Помимо этого, навигаторы разработаны с исключениями и часто не актуализируются. Информационная подборка о законах экспортно-импортных операций обычно содержится на Интернет-сайте таможни государства назначения.

Выяснение возможных запретов на ввоз

Экспортер обязан выяснить, не попадает ли его продукция под запрет на ввоз в государстве покупателя. В случае, если не включена, экспортер должен выяснить, существует ли в государстве покупателя ограничений на импорт, которые потребуют оформления разрешения на ввоз от ведомства, назначенного правительством государства назначения.
Применительно к пищевым продуктам необходимо обратить пристальное внимание на вероятность запрета “по религиозным и культурным причинам”, к примеру (продукты по требованиям Халяль). Так же к запрещенным продуктам могут относиться в первую очередь: свинина; некоторые органы животных; мясо хищных птиц; алкоголь; продукты, содержащие все вышеперечисленное.

Поиск компаньона, который будет уполномоченного лица российского производителя

В случае отсутствия запретов на ввоз в Иран, потенциальный экспортер должен найти надежного компаньона в государстве назначения (иностранного дилера), что гарантирует 90-95% успеха. Об этом факте свидетельствуют опросы специалистов российских предприятий, которые удачно вывели свою продукцию на иностранные экономические рынки. Нередко участие в сделке компании резидента в стране покупателя будет обязательным условием ввоза и условием выполнения оценки соответствия показателям качества.
Во многих странах существует список доверенных импортеров, с которым рекомендуется ознакомиться российской компании перед началом экспортных процедур.

Поиск информации об обязательных требованиях и изучение этих требований

Если изделия экспортера находится в указанном Списке, экспортер должен выяснить, какие требования предъявляются к его продукции в государстве назначения.
Как правило, обязательные стандарты в странах – членах Всемирной Торговой Организации обязаны доступны всем интересующимся. Однако тексты этих документов можно получить только на местном языке.
Изучение правил технического регулирования зарубежных стран указывает, что зачастую тексты национальных стандартов необходимо покупать (как правило, на Портале национального органа по техническому регулированию). В этом случае может потребоваться участие иностранного контрагента.
При наличии информации, что технические регламенты в стране покупателя оказываются более жесткими, чем требования, действующие в РФ, придется выяснять, можно ли реализовать соблюдение обязательных требований. В случае отрицательного ответа, целесообразно рассмотреть вопрос изменении страны назначения.

Определение формы оценки соответствия, для товара

В том случае, если вывозимая продукция относится к “регулируемым товарам”, внесенных в Список, необходимо изучить, какие формы проведения оценки соответствия обязательно выполнить в отношении поставляемой продукции.
В основном, в государстве назначения для поставляемой продукции предусматриваются следующие формы оценки соответствия:

  • прямая сертификация или заявление соответствия;
  • инспекторская проверка;
  • регистрация;

Компания экспортер обязан учесть, что между РФ и зарубежными странами в большинстве случаев отсутствуют протоколы о взаимном признании стандартов соответствия. Это означает, что свидетельство об проведении оценки соответствия, то есть (декларация о соответствии), полученный экспортером в рамках Таможенного Союза, нельзя использовать в государстве назначения.

Подготовка документации необходимой, для работ по проведению оценки соответствия стандартам

Как правило, компанией, подающей заявку на выполнение работ по оценке соответствия выступает фирма – импортер. Разумеется, что при варианте экспорта из России заявителем выступит зарубежный представитель экспортера из России. При проведении работ по оценке соответствия заявитель должен иметь заверенное письмо компании ответственной за ввоз, для подтверждения легитимности.
В случае успешной сертификации, как правило, в зарубежных странах помимо оформления сертификата соответствия, выдается разрешение на использование символа соответствия, что необходимо учитывать для оформления обязательной маркировки товара.
По результатам декларирования соответствия также обязательно нанесение необходимого символа или записи в составе необходимой информации о товаре.
Определенную помощь в организации процедур оценки соответствия (декларирования) оказывают международные фирмы, оказывающие такие услуги, у которых есть офисы в Российской Федерации.

По материалам таможенного портала https://www.russianca.ru/export-to-iran/